Москва! Звонят колокола...

Кабинет математики, где проходил урок, празднично украшен. На доске тема урока, на откидных досках репродукции картин Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного, Кремлевских башен. На столах учащихся такие же открытки с видами Москвы, Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного.

Тема урока:
"Москве - 850 лет."
"Решение задач."
Цель урока:
  1. Формирование навыков решения задач с помощью уравнений
  2. Знакомство учащихся с фрагментами истории Отечества.
  3. С отражением истории Отечества в произведениях советских поэтов.
  4. Познакомить учащихся с произведением М.П. Мусоргского "Хованщина" и с историей создания, архитектурой Покровского собора.
  5. Пробуждать интерес к отечественной истории и культуре, воспитывать уважение к собственным традициям.

Урок 1

Математическая страничка

1. Актуализация прежних знаний учащихся.

Учитель математики. Сегодня у нас необычный урок. Урок, в проведении которого принимает учитель истории. На этом уроке вы познакомитесь со страницами истории России, и задачи и уравнения, которые мы будем решать, тоже будут исторические.

Давайте вспомним:
1. Что такое уравнение?
2. Дайте определение корня уравнения.
3. Что значит решить уравнение?

Итак, если сейчас 1997 год, а Москве 850 лет, то решив уравнение x + 850 = 1997, мы узнаем, в каком году впервые в летописях упоминается о Москве.
Учащиеся в тетрадях решают уравнение, затем решение повторяется на доске (для тех, кто сделал ошибку).
В это время звучит песня о Москве в исполнении О. Газманова и вступает учитель истории.

Историческая страничка

Учитель истории. Москва - сердце России! Ни один город не получил столько гордых названий: Москва Златоглавая, Москва Белокаменная. Почему так? Об этом рассказывает легенда…

Когда на Боровицком холме стояла еще деревянная крепость, было князю Юрию Долгорукому видение...

Ехал он берегом Москвы-реки. Вдруг, откуда ни возьмись, над холмом сияние разлилось, а по-над лесом колокольный звон поплыл. Видит князь - прямо в небе над деревянной крепостью возник город: соборы белокаменные, над ними - купола золотые... Из того-то небесного града и колокольный перезвон шел: праздничный, светлый, торжественный.

А спустя два столетия, и правда, вырос на Боровицком холме город с золотыми куполами…

В течение веков рассвет в Москве раньше всего приходит сюда - в Кремль и на Красную площадь. В лучах восходящего солнца сверкают золотом купол "Ивана Великого" и грани рубиновых звезд, разливается половодье красок многокупольного "Василия Блаженного".
Красная площадь - одно из памятных мест на Земле. Всякий, кто приезжает в Москву, стремится побывать на ней. И, хотя сама Красная площадь невелика (длина 695 м, ширина 130 м), но ее облик впечатляет своим разнообразием и красотой.

Ребята, давайте вспомним, какие памятники архитектуры находятся на Красной площади!
(Называют башни и соборы Кремля)

Все мы знаем, что сердце России - Москва. А что является сердцем Москвы? Правильно, Кремль.
Само слово "кремль" ученые объясняют по-разному. Одни считают, что оно родственно слову "кремень", т.е. крепкий. Для этого есть основания, так как Кремль в некоторых источниках назывался Кремником. Другие считают, что это слово происходит от древнерусского "кремь" - крепкий строевой лес.
Место для Кремля было выбрано очень удачно. До самого горизонта простирались дремучие леса. Под холмом, омывая его, текли две реки - широкая Москва и узенькая лесная Неглинная.

Давайте совершим небольшую экскурсию и познакомимся с историей строительства Кремля.
(Одновременно с рассказом показываются репродукции.)

Первые укрепления возникли здесь в 12 веке. В 1339 году Иван Калита отстроил стены и башни из дуба. В 1367 году при Дмитрии Донском было начато строительство из белого известняка. А красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы Успенский, Архангельский и Благовещенский были возведены при Иване Третьем в конце 15 века.
Главное было укрепить восточный склон холма, так как место здесь было открытое. Для укрепления прорыли ров шириной в 30 м, возвели высокие стены и башни с бойницами.

Ребята пытаются посчитать, сколько же всего башен в Кремле. Звучат числа 16, 17, 18.
Кремль имеет 20 башен. Некоторые из них - с секретом.

Математическая страничка

Учитель математики:

Задача №1. Всего башен 20. Из них с секретом в 9 раз меньше. Сколько башен с секретом?
Учитель с помощью учащихся составляет краткую запись на доске:
Обычные 9x 20 башен
С секретом? - в 9 раз меньше x
Учащиеся рассказывают решение задачи, а затем записывают с комментированием с места.

Историческая страничка

Учитель истории.
Итак, вы определили, что две башни имеют секрет. Это Тайницкая и Угловая Арсенальная. Тайницкая - самая старая башня. Она была построена в 1485 году. В этих башнях находились колодцы с чистой родниковой водой, а в Тайницкой - и подземный ход, ведущий к Москве-реке. Стены Арсенальной башни были толщиной 4 м.
Как вы думаете, зачем нужны были эти колодцы, подземный переход и толстые стены?
(Ребята отвечают правильно, но кратко. Учитель делает вывод.)
В прошлом, когда на Москву совершались частые набеги, жители прятались в подземельях Кремля. Продержаться можно было очень долго, так как стены были неприступными, а в подземельях находились запасы продуктов и воды.

Математическая страничка

Учитель математики.

Задача №2. Из всех башен Кремля отличались еще 9 башен. Это башни круглые - из них хорошо было стрелять по врагу - и проездные, по которым можно было проехать в Кремль. Причем известно, что проездных было в 2 раза больше, чем круглых. Сколько в Кремле было круглых башен и сколько проездных?
На доске появляется краткая запись, составленная учащимися:
Круглые? x 9 башен
Проездные? - в 2 раза больше 2x
Учащиеся рассказывают решение задачи, уточняют его, а затем записывают самостоятельно. Учитель по ходу решения оценивает ответы учащихся. Когда большая часть учащихся решила, на доске появляется запись (один из первых решивших задачу учеников)
x + 2x = 9,
3x = 9,

x = 3 (башни) - было круглых;
3 · 2 = 6 (башен) - было проездных.
Ответ. 3 башни и 6 башен.
Учитель математики дает домашнее задание и объявляет оценки учащимся.
Под музыку песни о Москве учащиеся уходят на перемену.

Урок 2

Историческая страничка

Учитель истории.

Мы продолжаем путешествие по Кремлю. Познакомимся с особенностями некоторых башен.

Во все времена главной считалась Спасская. При Иване Третьем к ее воротам прикрепили каменную доску, на которой был вырезан всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий-победоносец. Позже это изображение стало гербом Москвы.
При торжественных церемониях или шествиях в Кремль входили через ворота Спасской башни. Так, через них проследовал Иван Грозный в 1552 году после покорения Казани.
Здесь, на Спасской башне, были установлены часы. Современные куранты с римскими цифрами изготовили в 1851 году механики - братья Бутеноп.

 

Самая высокая башня - Троицкая. Ее высота - 80 м. К воротам Троицкой башни ведет арочный мост. А перед ним находится предмостная Кутафья башня - самая низкая (13,5 м). Названа эта башня так потому, что напоминала москвичам полную, разряженную женщину.

Беклемишевская башня защищала брод через реку и переправу. В ее подвале был тайник-слух. Из него можно было совершать неожиданные для неприятеля вылазки и наблюдать за подкопами.

Через Константиново-Еленинскую башню в 1380 году выступало русское войско на битву с ханом Мамаем. Давайте вспомним, о какой битве идет речь? Кто возглавлял русские войска? (Куликовская битва, Дмитрий Донской.)

Самая "молодая" - царская башня (1680 г.). Точнее, это не башня, а теремок, поставленный прямо на стену.
По преданию, на этом месте стояла деревянная беседка, из которой любил смотреть на окрестности Иван Четвертый. Отсюда и название - Царская.

Мы с вами познакомились с некоторыми башнями Кремля. Давайте перелистнем историческую страничку и обратимся к художественной!

Художественная страничка

Учитель ИЗО. Продолжим прогулку по Москве.

С южной стороны Красной площади на своеобразном островке, между двумя спусками к Москве-реке стоит Покровский собор. Он более известен как собор Василия Блаженного. Так звали юродивого, похороненного возле него почти полвека спустя после окончания строительства.

Храм был сооружен в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством как символ освобождения Руси от иноземного порабощения в 1555 - 1561 гг. Покровский собор на Рву был так назван в честь взятия Казани в день праздника Покрова Богородицы (которая, по преданию, простерла покрывало над войском и таким образом укрыла его, спасла от поражения). Это было самое высокое место на площади, на крутом обрыве над Москвой-рекой, а рядом ров, защищающий кремлевскую стену.

Строители храма Барма и Постник - фигуры полулегендарные. Недавние исследования дают основания предполагать, что эти два имени возникли из одного - из имени зодчего Постника Яковлева (по прозвищу Барма).

По велению царя храм должен был состоять из 8 отдельных, объединенных в единое целое церковок.Осада Казани была долгая, время ее отмерилось восемью престольными праздниками. Задание архитекторам было - построить храм - памятник из 8 престолов - церквей. Однако талантливые русские зодчие рискнули ослушаться царских указаний и создали девятистолпный (центрический) храм, что, по их мнению, было более целесообразно и красиво. Эта красота и погубила зодчих. Об этом вы узнаете из литературной странички.

Литературная страничка

Художественное чтение поэмы Д. Кедрина "Зодчие"
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память одной победы
Да выстроят каменный храм!
И к нему привели
Флорентинцев,
И немцев,
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих

Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце.
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар и жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
- Смерды!
Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю? -
И, тряхнув, волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды, -
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван.
В алтаре, и при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
- Лепота! - молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
И спросил благодетель:
- А можете ль сделать приго-жей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю? -
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.
И тогда государь,
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
Их клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
"Государево слово и дело!"
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилось.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд.
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Художественная страничка

Обратимся к иллюстрациям собора. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. Богатый внешний облик (гирьки, разнообразные кокошники у основания барабанов и под шатром, ширинки) и сравнительно небольшие внутренние помещения. Узкие невысокие переходы из башни в башню, из церкви в церковь. Очень трудно понять, где именно, под каким из куполов ты находишься. Может это и есть главная сила памятника: с одной стороны, державная мощь, воинские победы, с другой - небывалый гнет, жестокость царя?

Позже, в 17 веке, построили асимметричные пристройки, шатры над крыльцами; расписали храм орнаментами снаружи и внутри, затейливо обработали главы.

- На что стали похожи главы церквей? (Бутон, булава)

Посмотрите на сложную композицию (работа по эскизу). Между 4 осевыми столпообразными церквями расположены меньшие по высоте, и те, и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви, завершенной шатром с малой главкой. Все церкви объединены общим основанием, галереей и сводчатыми переходами.

Литературная страничка

Учитель литературы.
Бывает так: человек сказал меткое слово, другой повторил, третий подхватил, четвертый перенял… И вот уже фраза передается из уст в уста, от родителей - детям, от детей - внукам и становится знакомой всем, крылатой. Есть такие крылатые слова, местом рождения которых является Москва.

Положить дело в долгий ящик.
В Теремном дворце Кремля было Челобитное окно. В старину из него спускали специальный ящик, куда можно было положить просьбу или жалобу, которую затем передавали царю. Ящик был долгий, то есть длинный. Да и ответа приходилось ждать долго, видать, царевы чиновники сперва ждали, покуда ящик до отказа заполнится, а потом, может, разобрать ленились. Отсюда и появилась поговорка.

Без дураков
Родилось это выражение очень давно и вот как. Московские цари имели обыкновение держать при себе шутов, которых иначе называли дураками. Шуты их сопровождали везде и всюду, чтобы немедленно развлечь хозяина, как только у того испортится настроение. Но их присутствие было не всегда уместно. Поэтому, когда шут по привычке увязывался за царем на какое-либо заседание, царь, как правило, вовремя спохватывался и, отпихнув шута от заветной двери, сурово говорил: "Без дураков!"

Во всю Ивановскую
В старину Ивановская площадь была деловым центром Москвы. Тут располагались различные государственные учреждения. С утра на площади толпился народ: купцы и стрельцы, крестьяне и ремесленники, нищие и скоморохи. Кто по делу, кто с жалобой, кто - милостыню попросить, кто - народ потешить. И уж, конечно, всем хотелось узнать "последние известия". На крыльцо выходил бородатый дьяк, доставал из рукава грамоту и громким голосом кричал на всю площадь: "Слушай, народ царствующего града!.." И извещал людей обо всех новостях и царских указах. С тех пор и пошла поговорка: "Кричать во всю Ивановскую".

Урок 3

Музыкальная страничка

Учитель музыки. История Москвы нашла отражение в произведениях русских композиторов. С одним из них познакомитесь на этом уроке, а именно, с Модестом Петровичем Мусоргским, одним из самобытнейших композиторов 19 века. Родился он 21 марта 1839 года в Псковской губернии. В раннем детстве обучался дома игре на фортепиано. Первые опыты сочинения музыки начались в 10-летнем возрасте. По совету родителей в 13 лет поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой служил офицером Преображенского полка.

Но музыка так влекла его, что в конце концов 19-летний юноша принял собственное решение заняться любимым делом. Оставив военное поприще, он активно занялся творческой деятельностью. М.П. Мусоргский написал большое количество музыкальных произведений ("Сорочинская ярмарка", "Иванова ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки", 67 романсов и песен). Вершина творчества композитора - исторические оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". В опере "Хованщина" запечатлены трагические переломные моменты русской истории. Место действия - Москва 1682 г. В опере рассказывается о той поре истории русского народа, когда началось царствование Петра Первого (Великого), задумавшего уничтожить в стране обычаи и привычки старой, темной Руси, распространить в народе культуру, свет знаний, науки и искусства. Послушайте вступление к опере. (Звучит музыка "Рассвет на Москве-реке.)

Учащимся предлагаются вопросы:
1. Подберите слова, которые раскрыли бы настроение, вызванное лично у вас этой музыкой.
2. Какой бы "рисунок" вы нарисовали к этой музыке?

Вы правильно заметили, что картина пробуждения русской столицы звучит в этой музыке с перекличкой утренних петухов, с тихим колокольным звоном, зовущим к утреннему богослужению.
Мелодия этого вступления звучит совсем как русская народная песня, постепенно разворачивается, "светлеет", а сопровождают ее глухие отдаленные звуки колоколов московских церквей, возвещающих о наступлении утра.

Прослушайте стихи Лермонтова, очень созвучные музыке Мусоргского.

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской, белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Заря алая поднимается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

Звучит музыка "Рассвет на Москве-реке". Учащиеся дополняют "нарисованную" ими иллюстрацию к музыке: над пробуждающейся ранним утром старой Москвой встает заря, бросая блики на купола храмов, рассеивая ночной туман, возвещая начало нового дня… Льется широкая певучая мелодия, подобная народной песне. Она наполняется светом, силой и звучит как прекрасный гимн родной стране и ее великому народу.

Беседа по вопросам:
1. В чьем исполнении прозвучала музыка?
2. Какие музыкальные инструменты "изображают" пение петухов, звон колоколов?

Нарисовав во вступлении к "Хованщине" картину рассвета над Москвой, Мусоргский думал при этом о картине гораздо более широкой: о рассвете в жизни всего Русского государства.

Историческая страничка

Викторина

1. Когда была основана Москва?
2. Как называется главная площадь Москвы?
3. Что расположено на ней?
4. Сколько башен имеет Кремль?
5. Что означает слово "кремль"?
6. Назовите башни, имеющие секрет.
7. Какую башню считают главной?
8. Почему Покровский собор прозвали "Храмом Василия Блаженного"?
9. Назовите самую "старую" и "молодую" башни.

Художественная страничка
(с переходом на 4 урок)

Учитель ИЗО. Мы заканчиваем наше путешествие по Москве. Москве - 850 лет! И вечером праздник, конечно, будет завершен фейерверком. Как вы его представляете? Покажите это на своих рисунках, которые вы выполните в технике граттажа. Работы учащихся вывешиваются на минивыставке в классе и, после урока, в фойе школы.

Объявляются оценки учащимся. Урок заканчивается исполнением песни О. Газманова "Москва! Златые купола."

Назад к методическим разработкам
Загрузить в формате MS Word
Для просмотра этого файла вам потребуется шрифт ижица