Москва! Звонят колокола...Кабинет математики, где проходил урок, празднично украшен. На доске тема урока, на откидных досках репродукции картин Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного, Кремлевских башен. На столах учащихся такие же открытки с видами Москвы, Кремля, Красной площади, собора Василия Блаженного. |
|||||||||
Тема урока: |
"Москве - 850 лет." "Решение задач." |
||||||||
Цель урока: |
|
||||||||
Урок 1 |
|||||||||
Математическая страничка |
|||||||||
1. Актуализация прежних знаний учащихся.Учитель математики. Сегодня у нас необычный урок. Урок, в проведении которого принимает учитель истории. На этом уроке вы познакомитесь со страницами истории России, и задачи и уравнения, которые мы будем решать, тоже будут исторические. Давайте вспомним: Итак, если сейчас 1997 год, а Москве 850 лет, то решив уравнение x
+ 850 = 1997, мы узнаем, в каком году впервые в летописях упоминается
о Москве. |
|||||||||
Историческая страничкаУчитель истории. Москва - сердце России! Ни один город не получил столько гордых названий: Москва Златоглавая, Москва Белокаменная. Почему так? Об этом рассказывает легенда… Когда на Боровицком холме стояла еще деревянная крепость, было князю Юрию Долгорукому видение... Ехал он берегом Москвы-реки. Вдруг, откуда ни возьмись, над холмом сияние разлилось, а по-над лесом колокольный звон поплыл. Видит князь - прямо в небе над деревянной крепостью возник город: соборы белокаменные, над ними - купола золотые... Из того-то небесного града и колокольный перезвон шел: праздничный, светлый, торжественный. А спустя два столетия, и правда, вырос на Боровицком холме город с золотыми куполами… В течение веков рассвет в Москве раньше всего приходит сюда - в Кремль
и на Красную площадь. В лучах восходящего солнца сверкают золотом купол
"Ивана Великого" и грани рубиновых звезд, разливается половодье
красок многокупольного "Василия Блаженного". Ребята, давайте вспомним, какие памятники архитектуры находятся на Красной
площади! Все мы знаем, что сердце России - Москва. А что является сердцем Москвы?
Правильно, Кремль. Давайте совершим небольшую экскурсию и познакомимся с историей строительства
Кремля. Первые укрепления возникли здесь в 12 веке. В 1339 году Иван Калита отстроил
стены и башни из дуба. В 1367 году при Дмитрии Донском было начато строительство
из белого известняка. А красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые
кремлевские соборы Успенский, Архангельский и Благовещенский были возведены
при Иване Третьем в конце 15 века. Ребята пытаются посчитать, сколько же всего башен в Кремле. Звучат
числа 16, 17, 18. |
|||||||||
Математическая страничкаУчитель математики: |
|||||||||
|
|||||||||
Учитель с помощью учащихся составляет краткую запись на доске: | |||||||||
|
|||||||||
Учащиеся рассказывают решение задачи, а затем записывают с комментированием с места. | |||||||||
Историческая страничкаУчитель истории. Математическая страничкаУчитель математики. |
|||||||||
|
|||||||||
На доске появляется краткая запись, составленная учащимися: | |||||||||
|
|||||||||
Учащиеся рассказывают решение задачи, уточняют его, а затем
записывают самостоятельно. Учитель по ходу решения оценивает ответы учащихся.
Когда большая часть учащихся решила, на доске появляется запись (один из
первых решивших задачу учеников) x + 2x = 9, 3x = 9, x = 3 (башни) - было круглых; 3 · 2 = 6 (башен) - было проездных. Ответ. 3 башни и 6 башен. Учитель математики дает домашнее задание и объявляет оценки учащимся. Под музыку песни о Москве учащиеся уходят на перемену. |
|||||||||
Урок 2Историческая страничкаУчитель истории. |
|||||||||
|
|||||||||
Самая высокая башня - Троицкая. Ее высота - 80 м. К воротам Троицкой башни ведет арочный мост. А перед ним находится предмостная Кутафья башня - самая низкая (13,5 м). Названа эта башня так потому, что напоминала москвичам полную, разряженную женщину. Беклемишевская башня защищала брод через реку и переправу. В ее подвале был тайник-слух. Из него можно было совершать неожиданные для неприятеля вылазки и наблюдать за подкопами. Через Константиново-Еленинскую башню в 1380 году выступало русское войско на битву с ханом Мамаем. Давайте вспомним, о какой битве идет речь? Кто возглавлял русские войска? (Куликовская битва, Дмитрий Донской.) Самая "молодая" - царская башня (1680 г.). Точнее, это не башня,
а теремок, поставленный прямо на стену. Мы с вами познакомились с некоторыми башнями Кремля. Давайте перелистнем историческую страничку и обратимся к художественной! |
|||||||||
Художественная страничка |
|||||||||
|
|||||||||
Храм был сооружен в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством как символ освобождения Руси от иноземного порабощения в 1555 - 1561 гг. Покровский собор на Рву был так назван в честь взятия Казани в день праздника Покрова Богородицы (которая, по преданию, простерла покрывало над войском и таким образом укрыла его, спасла от поражения). Это было самое высокое место на площади, на крутом обрыве над Москвой-рекой, а рядом ров, защищающий кремлевскую стену. Строители храма Барма и Постник - фигуры полулегендарные. Недавние исследования дают основания предполагать, что эти два имени возникли из одного - из имени зодчего Постника Яковлева (по прозвищу Барма). По велению царя храм должен был состоять из 8 отдельных, объединенных в единое целое церковок.Осада Казани была долгая, время ее отмерилось восемью престольными праздниками. Задание архитекторам было - построить храм - памятник из 8 престолов - церквей. Однако талантливые русские зодчие рискнули ослушаться царских указаний и создали девятистолпный (центрический) храм, что, по их мнению, было более целесообразно и красиво. Эта красота и погубила зодчих. Об этом вы узнаете из литературной странички. |
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
Художественная страничкаОбратимся к иллюстрациям собора. Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. Богатый внешний облик (гирьки, разнообразные кокошники у основания барабанов и под шатром, ширинки) и сравнительно небольшие внутренние помещения. Узкие невысокие переходы из башни в башню, из церкви в церковь. Очень трудно понять, где именно, под каким из куполов ты находишься. Может это и есть главная сила памятника: с одной стороны, державная мощь, воинские победы, с другой - небывалый гнет, жестокость царя? Позже, в 17 веке, построили асимметричные пристройки, шатры над крыльцами; расписали храм орнаментами снаружи и внутри, затейливо обработали главы. - На что стали похожи главы церквей? (Бутон, булава) Посмотрите на сложную композицию (работа по эскизу). Между 4 осевыми столпообразными церквями расположены меньшие по высоте, и те, и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви, завершенной шатром с малой главкой. Все церкви объединены общим основанием, галереей и сводчатыми переходами. Литературная страничкаУчитель литературы. Положить дело в долгий ящик. Без дураков Во всю Ивановскую |
|||||||||
Учитель музыки. История Москвы нашла отражение в произведениях русских композиторов. С одним из них познакомитесь на этом уроке, а именно, с Модестом Петровичем Мусоргским, одним из самобытнейших композиторов 19 века. Родился он 21 марта 1839 года в Псковской губернии. В раннем детстве обучался дома игре на фортепиано. Первые опыты сочинения музыки начались в 10-летнем возрасте. По совету родителей в 13 лет поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой служил офицером Преображенского полка. Но музыка так влекла его, что в конце концов 19-летний юноша принял собственное решение заняться любимым делом. Оставив военное поприще, он активно занялся творческой деятельностью. М.П. Мусоргский написал большое количество музыкальных произведений ("Сорочинская ярмарка", "Иванова ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки", 67 романсов и песен). Вершина творчества композитора - исторические оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". В опере "Хованщина" запечатлены трагические переломные моменты русской истории. Место действия - Москва 1682 г. В опере рассказывается о той поре истории русского народа, когда началось царствование Петра Первого (Великого), задумавшего уничтожить в стране обычаи и привычки старой, темной Руси, распространить в народе культуру, свет знаний, науки и искусства. Послушайте вступление к опере. (Звучит музыка "Рассвет на Москве-реке.) Учащимся предлагаются вопросы: Вы правильно заметили, что картина пробуждения русской столицы звучит
в этой музыке с перекличкой утренних петухов, с тихим колокольным звоном,
зовущим к утреннему богослужению. Прослушайте стихи Лермонтова, очень созвучные музыке Мусоргского.
Звучит музыка "Рассвет на Москве-реке". Учащиеся дополняют "нарисованную" ими иллюстрацию к музыке: над пробуждающейся ранним утром старой Москвой встает заря, бросая блики на купола храмов, рассеивая ночной туман, возвещая начало нового дня… Льется широкая певучая мелодия, подобная народной песне. Она наполняется светом, силой и звучит как прекрасный гимн родной стране и ее великому народу. Беседа по вопросам: Нарисовав во вступлении к "Хованщине" картину рассвета над
Москвой, Мусоргский думал при этом о картине гораздо более широкой: о
рассвете в жизни всего Русского государства. |
|||||||||
Историческая страничкаВикторина 1. Когда была основана Москва? Художественная страничка Учитель ИЗО. Мы заканчиваем наше путешествие по Москве. Москве - 850 лет! И вечером праздник, конечно, будет завершен фейерверком. Как вы его представляете? Покажите это на своих рисунках, которые вы выполните в технике граттажа. Работы учащихся вывешиваются на минивыставке в классе и, после урока, в фойе школы. Объявляются оценки учащимся. Урок заканчивается исполнением песни О.
Газманова "Москва! Златые купола." |
|||||||||
Назад
к методическим разработкам |